Что такое товарный знак?

Это как правило название или картинка, которые потребитель запоминает, когда покупает ваш товар. Для чего это нужно? Чтобы потребитель мог легко вспомнить в следующий раз, у кого он приобрел товар или услугу, чтобы сделать это повторно или порекомендовать вас.

Товарный знак всегда регистрируется для конкретных товаров или услуг. Например, Dior зарегистрирован для таких товаров, как одежда, обувь, головные уборы и др.

Регистрация товарного знака

Чтобы закрепить за собой название или картинку, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам необходимо пройти процедуру регистрации товарного знака в Роспатенте.

Регистрация товарного знака — процедура, в рамках которой эксперт Роспатента проверяет, не нарушает ли ваше обозначение требования закона, а также не занято ли название или картинка, которые вы выбрали для своего товара.

Топ ошибок при выборе названия бренда

1. Названия, которые по закону нельзя зарегистрировать:

  • “Какао” для какао, «Red jeans» для одежды — наименование товаров.
  • “Softy” (мягкий) для одежды, «Сlean» для одежды и косметики, «Yellow» для любого товара — характеристики товаров.
  • «Манго лавка», «Jeans маркет», «Фабрика какао» – место производства или продажи товаров.
  • «Funny kids», «Strong men» — название потребителей.

Данные названия могут присутствовать в названии вашего бренда, но на эти слова Роспатент не предоставит вам права.

2. Географические названия

Выбор бренда, содержащего название географического объекта можно понять: чтобы у потребителя возникла ассоциация, что товар или услуга из конкретного географического объекта. Особенно эта история была популярна в отношений названий, связанных с Италией. Например, Venetto, Milano. Сейчас это возможно при условии, если ваш адрес регистрации находится в данном географическом объекте.

3. Аббревиатуры

Их зарегистрировать возможно, но сложно. Почему? ABS, SD, КRP – потребитель с трудом вспомнит, джинсы какого бренда он приобрел- ABS или SD.

4. Названия производителей из другой страны

Даже если известный производитель не зарегистрировал свой бренд в России, Роспатент не позволит зарегистрировать этот бренд российскому бизнесу на себя. Причина: чтобы потребитель не был введен в заблуждение о производителе товаров или услуг.

5. Названия, идентичные или похожие на чужие товарные знаки

Одна из самых распространенных ошибок.  Определить идентичность не сложно, а вот определить степень сходства — достаточно ли ее для отказа в регистрации — вопрос непростой.

Примеры:

  • Не сходные названия: Кот и Кит
  • Сходные товарные названия: Армо и Арма

Как проверить, подходит ли название вашего бренда для регистрации

Часто встречаю, что люди заходят на бесплатные сайты для проверки, вбивают название своего бренда, не находят такого, подают заявку и через 10-12 мес. получают отказ.

Есть масса нюансов, по которым ваш знак могут не зарегистрировать. Вы узнаете результат только через 6-12 месяцев, к тому же потерять пошлины, которые Роспатент не возвращает в случае отказа в регистрации. Поэтому лучше это поручить специалистам. 

Почему на самом деле необходимо регистрировать товарный знак

Развенчиваю миф: главная причина – не для того, чтобы придумать классное название и получить на него права, а чтобы избежать потерь, штрафов и выплаты компенсаций.

Также как налоговая не простит вам штраф за не поданную в срок декларацию, так и с товарными знаками. Если вы нарушили права на чей-то товарный знак, фраза «я не специально, я не знал» вас не спасет.

Какой размер компенсаций с вас могут потребовать:

  • от 10 тыс. до 5 млн руб
  • либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости проданной продукции

Чек-лист по выбору названия для регистрации товарного знака

  1. выберите топ 5 названий, которые вам нравятся
  2. пришлите на проверку специалисту
  3. выберете самое безопасное название и отрисуйте логотип (не стоит это делать ДО проверки)
  4. подайте заявку на регистрацию
  5. спокойно запускаете свой бренд и зарабатывайте!

Почему же люди не регистрируют свои бренды?

  • Это дорого
  • Разберусь, когда припрет
  • Когда раскручу бизнес, тогда и зарегистрирую
  • Уверен, что мой знак уникальный
  • Нет времени

Реальный случай из практики

К нам обратился клиент, у которого есть зарегистрированный товарный знак Miss Матрешка для косметики. Клиент узнал, что его права на товарный знак нарушает конкурент, который тоже продает косметику под брендом Матрешка.

Мы отправили нарушителю претензию, и с нами связался его представитель. Наша претензия сработала: им пришлось не только снять весь товар с продажи и отозвать его у дистрибьютеров, но и решать, что делать с товаром на складе на сумму 2 млн. рублей. А примерный размер их потерь оказался чуть больше 5 млн.рублей.

На наш вопрос, почему они не проверили название, представитель рассказал, что руководитель делал проверку на бесплатных сайтах и не нашел схожего знака.

Это тот случай, когда 50 тыс. рублей (это стоимость регистрации товарного знака) оказались дороже 5 млн.  И времени разобраться и исправить ситуацию уже нет.

Каждый день подаются десятки заявок на регистрацию товарных знаков в Роспатент. Рекомендуем не верить с уникальность вашего названия, а защитить себя, подав заявку на регистрацию. А если у вас нет времени — делегируйте специалистам.